Музей классный, и по устройству, и по самим экспонатам. Однако вся информация на сербском языке, что несколько усложняет восприятие.
Потому пришлось воспользовался гугл-переводчиком, хоть он и не всегда адекватен.
В числе экспонатов музея наличествуют обломки Стелса и F-16, сбитых в 1999 году сербской армией.
Итак, начнем. Ниже следует описание машины с титульного фото.
Saric (№ 1) — это первый летательный аппарат тяжелее воздуха в этом регионе, сделаный в городе Суботица Иваном Саричем (1876-1966). Он купил двигатель Anzano мощностью 18 кВт и в октябре 1909 г. самолет был полностью собран. Внешним видом напоминает моноплан, но многие решения были оригинальной разработкой Сарича.
После первой попытки полета Сарич пришел к выводу, что мощность двигателя недостаточна и в результате доработок она была увеличена до 37 кВт. И вот в сентябре 1910 г. он пролетел вокруг ипподрома 3 км на высоте 30 метров.
С обновленным двигателем полет был относительно долгим и Сарич запланировал показательное выступление на публике. 16 октября за ним наблюдали около 7000 человек. При заходе на посадку двигатель отказал, Саричу удалось благополучно приземлиться под всеобщие аплодисменты. Это было первое авиашоу в Сербии!
Ивана Сарича можно смело назвать пионером авиации, он сумел подняться в воздух на самолете собственной конструкции всего спустя три года после братьев Райт.
Выставленный в музее борт является точной копией первого самолета Saric (№ 1).
Миг-21 Ф-13.
Во время вьетнамской войны МиГ-21 оказался очень опасным противником для американского F-4 Phantom.
Самолетами МиГ-21 установлены 24 мировых рекорда.
По некоторым оценкам, общий объем производства самолетов этого типа составляет примерно 11000 машин. Данный экземпляр поступил в музей в 1983 г.
По материалам сайта ser-sarajkin.narod2.ru:
В начале 60-х гг. состоялось примирение Тито с руководством СССР. С этого момента ВВС Югославии вновь стали ориентироваться на использование советской техники. До своего распада СССР оставался для Югославии основным поставщиком авиационной техники: на долю советских самолетов и вертолетов, состоявших на вооружении в Югославии, за период с 1945 по 1992 г. приходится 26%. Особое место в истории ВВС Югославии занимает принятие на вооружение истребителя-перехватчика МиГ-21.
На вооружение ВВС Югославии МиГ-21 Ф-13 поступил 14 сентября 1962 г. До 1986 г. Югославия получила 261 МиГ-21 девяти модификаций и трех подмодификаций.
В 1946–1992 гг. в Югославии построили 2221 самолет 116 различных вариантов, а доля самолетов собственного производства в общем количестве ЛА, состоявших за этот период на вооружении ВВС, составила почти 41%. Особенно удачными стали реактивные учебно-тренировочные самолеты Соко Г-2 «Галеб», Соко Г-4 «Супергалеб», истребители-бомбардировщики J-21 «Ястреб» и J-22 «Орао», некоторые из которых поставлялись на экспорт и имели большой коммерческий успех на мировом рынке военных самолетов. Значительные средства вкладывались в строительство современных авиабаз, способных выдержать ядерный удар. Именно такой базой являлся аэродром Желява под Бихачем.
Югославия среди неприсоединившихся стран являлась не только лидером в области авиастроения, но также и в области военного обучения. Здесь прошли обучение сотни летчиков из стран Африки и Азии.
WSK-PZL Mi-2 (HT-41).
Серийное производство началось в 1965 г. в Польше, было произведено более 5250 вертолетов. Производство этого вертолета шло на шаг впереди своего времени. Два турбовальных двигателя впервые были применены на легком вертолете. Широко используется как в военных, так и гражданских целях в транспортно-медицинской и сельскохозяйственной целях.
Наиболее часто используется для транспортировки и поисково-спасательных работ. В последние годы использовались для перевозки медицинских бригад и пациентов на территории Югославии.
Выставленный экземпляр эксплуатировался в автомобильной ассоциации Югославии в качестве медицинского вертолета для транспортировки травмированных в ДТП. В музее с марта 1989 г.
FA Soko S-55 Mk.V
Прототип совершил первый полет 10 ноября 1949 г. под обозначением YH-19, и был оснащен Pratt & Whitney R-1340-57 410kW мощности (550KS), встроенным в передней части корпуса. В этой версии были установлены поршневые двигатели Алвис Леонидис. Боевое крещение получил в Корейской войне, где был использован не только по прямому назначению, но и для спасения сбитых пилотов или принуждения агентов в тылу врага.
5 октября 1957 г. в Югославии был принят на вооружение первый вертолет S-55 с двигателем PW R-1340-57. Это был первый противолодочный вертолет, который нес на борту самонаводящиеся торпеды.
North American F-86D-50-NA «Sabre Dog»
Вот что написано об этом типе на airwar.ru:
F-86D имел новый, больших размеров, фюзеляж, в котором устанавливался двигатель J47-GE-17 (тягой на форсаже 3402 кгc) и радиолокационная станция AN/APG-36. Антенна радиолокатора размещалась в носовой части фюзеляжа, в обтекателе, расположенном над воздухозаборником двигателя. Была увеличена площадь киля, применен цельно поворотный стабилизатор и установлен новый фонарь, откидная часть которого поднималась вверх, а не сдвигалась назад как у предшественников. Конструкция крыла осталась прежней, однако оно было усилено. Изменения коснулись и вооружения самолета. Произошел отказ от стрелкового вооружения в пользу 24-х неуправляемых реактивных снарядов Mighty Mouse, размещенных в автоматически выдвигаемой пусковой установке, расположенной под воздухозаборником двигателя.
Кроме нужд USAF, F-86D поставлялись в Данию (50 самолетов в 1958 г.), Грецию (50 самолетов в 1958 г.), Японию (50 самолетов в 1959 г.), Югославию (130 самолетов в 1961 г.), Южную Корею (40 самолетов), Турцию (50 самолетов в 1959 г.), Филиппины.(20 самолетов в 1958 г.) и Тайвань (18 самолетов).
Westland-Sikorsky WS-51 Mk.1b «Dragonfly»
Разработан Сикорским. Боевое крещение этот тип получил во время Корейской войны в начале 50-х гг.
Westland произведенные по лицензии в Великобритании, были первыми вертолетами югославских ВВС.
FA SOKO «522» — учебно-тренировочный самолет, разработанный югославской фирмой SOKO.
Признавая недостатки деревянных самолетов Ikarus 213 Vihor был переработан дизайн самолета в металлической версии. Слабый и ненадежный двигатель, заменен на более мощный Pratt Whitney, который улучшил и без того хорошие летные характеристики самолета «213». Первый прототип был произведен 27.04.1955 на заводе Икарус в Земуне.
Полный цикл серийного производства 522-го осуществлялось на новом авиазаводе SOKO.
Самолет использовался для подготовки курсантов ВВА в Задаре и офицеров запаса, и даже снимался в кино.
В общей сложности построено 112 машин.
Данный экземпляр был отправлен в музей югославских ВВС 5 января 1984 г.
Lockheed T-33A (IT-33A) — учебно-тренировочный самолет. Создан на базе американского истребителя F-80 «Шутинг Стар».
Выставленный образец представляет собой модификацию базовой версии для обучения разведке. Самолет был введен в JRV 26 сентября 1954 г. в Batajnici. С января 1972 г. и до последнего полета (январь 1976 г.) служил в 525-й эскадрилье Batajnici. Принят в музей 13 января 1979 г.
Ikarus S-49C — югославский фронтовой истребитель.
После Постановления Совинформбюро в 1948 г. Югославия лишилась советской военной помощи, и было принято решение на основании сохранившихся предвоенных документов и чертежей югославского истребителя IK-3 создать новый самолет Ikarus S-49. Использовались французские двигатели Hispano-Suiza.
Первый полет опытного самолета состоялся 23.08.1952. Серийное производство началось на заводе Икарус в 1952 г. и в общей сложности построено 112 самолетов.
Эксплуатировались до 1961 г.
Republic F-47D-40-RA «Thunderbolt» — американский одномоторный истребитель-бомбардировщик.
В соответствии с соглашением о военной помощи Югославии 31 декабря 1951 г., были получили первые экземпляры «Thunderbolt» F-47D из США. В 1953 г. приобретены 23 самолета из Франции.
Оставались в использовании до апреля 1961 г. С введением в строй этого самолета югославские ВВС (JRV) стали использовать термин «истребитель-бомбардировщик». F-47 по праву носил такую приставку, так как для своего времени имел мощное вооружение и очень хорошие летные и боевые характеристики.
Ikarus Aero-2Be — самолет югославского дизайна и производства, построен в 1940 г. Первый полет опытного самолета состоялся 24 апреля 1940 г., но в связи с началом войны в производство не пошел.
В 1946 г. конструкцию самолета переработали под другой двигатель и запустили в серийное производство под обозначением Aero-2. Помимо лицензионных английских двигателей на самолеты ставили чешские Walter Minor 6/III (самолеты получили обозначение Aero-2C и -D соответственно).
Эти двухместные монопланы с неубираемым шасси получились довольно таки удачными и на многие годы стали «летающими партами» в югославских ВВС. Всего заводом Ikarus было выпущено 380 машин, которые использовались как в ВВС, так и в аэроклубах по всей стране.
В 1961 г. один самолет Aero 2 DE был передан Югославскому авиационному музею в Белграде.
Polikarpov Po-2.
В югославскую авиацию этот тип самолетов был введен 14 сентября 1944 г. в эскадрильи связи начальника штаба Народно-освободительной армии на острове Вис.
Последний самолет данного типа эксплуатировался до 1976 г. (!)
В связи с отсутствием запасных частей для двигателя М-11D, югославские инженеры переработали машину под двигатель Walter Minor 6/III 160 л.с., что потребовало значительных изменений в конструкции самолета — вариант Ро-2W. Топливный бак расположен в центральной части верхней поверхности крыла.
Выставленный образец находится в коллекции музея с 1971 г. — подарок от авиации Ассоциации БиГ, Сараево - Мостар аэроклуба и единственный сохранившийся оригинальный По-2 в Сербии.
IL-2m3 "Šturmovik".
В следующем абзаце сохранено 99% текста, переведенного гуглом.
Штурмовик Ил-2 является самым оригинальным советским истребителем Второй мировой войны, который внес большой вклад в победу над фашизмом. Он предназначен для работы с небольшой высоты. Это «летающий танк», были бронированные пилотные сиденья, топливные баки и двигатель, который был также частью опорной конструкции самолета и мог выдержать прямое попадание из оболочки 20 мм.
Прототип совершил первый полет 12 октября 1940 г., под символом ЦКБ-57, всего было построено 36 163 единиц!
ВВС Югославии всего получили 213 Ил-2 различных модификаций и эксплуатировали их до 1955 г.
Jakovljev Jak-3 — советский фронтовой охотник, является кульминацией развития легких истребителей, высокой производительности и высокой мобильности. Основной девиз — «простота не означает отсталости». Это был самый простой и мобильный охотник всех охотников воюющих сторон во Второй мировой войне.
Тестирования прототипа были завершены в октябре 1943 г., а первый серийный экземпляр произведен 1 марта 1944 г. Боевое крещение произошло 16 июля 1944 г.
Это был лучший советский истребитель времен Второй Мировой войны. Всего было построено 4848 машин. Первые три самолета появились в Югославии в конце 1944 г. Списан в начале 1957 г.
North American T-6G «Harvard» Mk.IIB — американский легкий учебный самолет. Югославские пилоты впервые встретились с этим типом самолета в летом 1943 г.
Так как в Югославии ни один Гарвард не сохранился, представленный образец был получен в результате обмена с известным французским коллекционером Jean-Baptiste Salis.
Link Trainer AN-2550-1. Авиационные тренажеры являются неотъемлемой частью любого современного обучения. Они призваны обеспечить относительно низкую стоимость и высокое качество подготовки. Симуляторы особенно хорошо работают вместе с подготовкой пилота «вслепую» и подготовкой в любых, в том числе неблагоприятных условиях.
Очень популярным был тренажер Link Trainer. Первые пять экземпляров Link Trainer для Югославии были приобретены в 1939 г. Данный образец был передан музею в январе 1992 г. от AK «Franjo Kluz» из Земуна.
Hawker Hurricane Mk.IV RP — британский одноместный истребитель времен Второй Мировой войны.
«Харрикейны» в годы войны поставлялись и в СССР (около 3 тысяч машин). Однако к концу 1941 г. они сильно уступали немецким истребителям, с появлением новых советских самолетов отставание «Харрикейнов» стало еще более заметным.
Supermarine Spitfire Mk.Vc Trop — истребитель британского происхождения.
Прототип совершил первый полет 5 марта 1936 г. Один из самых известных и самых успешных истребителей Второй Мировой войны. За 12 лет в общей сложности произведено 20 134 машин.
Крещение огнем получил в 1940 г. во Франции.
Этот самолет был одним из участников боев за освобождение Югославии.
Нa эти самолеты устанавливался аэрофотоаппарат для выполнения разведывательных задач.
Выставленный образец является единственным уцелевшим Spitfire Mk.V.
Сводная схема, иллюстрирующая какие самолеты нападали на Югославию во время Второй Мировой войны, а какие защищали.
Fieseler Fi-156C «Storch» (Mraz K-65A «Čap»). Storch в переводе с немецкого — аист. Это малый немецкий самолет, выпускался до конца 1950-х гг.
Прототип этого самолета совершил первый полет весной 1936 г. Он был очень маневренным на низких скоростях. Кроме того, это один из четырех типов самолетов, которые участвовали в войне от начала и до конца. Он мог взлетать с грунта и имел очень короткий разбег.
В начале 1939 г. Югославия приобрела 20 самолетов Fi-156 «Шторьх».
Bucker Bu-133 D-1 «Jungmeister»
В течение полувека этот немецкий самолет был лучшим одноместным пилотажным самолетом в мире, используется и по сей день.
Прототип совершил первый полет в 1935 г. и уже в следующем году стал стандартом для продвинутых в авиаакробатике и спортивных соревнованиях не только в Германии, но и в Швейцарии и Испании.
Messerschmitt Bf 109 G-2 — один из самых быстрых и лучших бойцов Великой Отечественной войны (так указано на сайте музея).
Это самый известный немецкий самолет всех времен. Его первый опытный экземпляр поднялся в воздух в начале сентября 1935 г. Был использован впервые в гражданской войне в Испании в 1937 г., а затем в воздушных операциях Второй Мировой войны в Европе и Северной Африке, и к концу войны было произведено около 34 тысяч (военное производство состояло из 30 480 самолетов).
Доработки велись в течение долгого времени, и его последний вариант обладал более чем в 2 раза мощным двигателем чем прототип. Является одним из немногих типов самолетов, которые участвовали в боевых действиях в Европе с первого до последнего дня.
Авиацией Королевства Югославии было приобретено в Германии в период с августа 1939 по конец 1940 г. около 80 самолетов Messerschmitt Bf 109E-3, которые во время апрельской войны участвовали в обороне страны, в шестой части элитного истребительного полка, чьи 102 эскадрильи защитили Белград.
Выставленный борт находится в коллекции Музея с 1961 г.
Nieuport XI «BeBe». Французский дизайнер Густав Делаж разработал истребитель Njepor XI на основе довоенного проекта спортивного самолета. Он был построен всего за четыре месяца, и прототип совершил первый полет в начале 1915 г. Его отличали оригинальные аэродинамические решения и высокая мобильность в воздушном бою.
С помощью "Ньюпора 11" союзникам удалось превзойти немецкие Фоккеры, которые до того времени господствовали в воздухе.
После войны самолеты использовались в качестве учебно-тренировочных в ВВС вновь образованного Королевства сербов. В связи с износом были изъяты из использования в 1920 г.
Zmaj Fizir nastavni «FN»
Цитируем airwar.ru:
Многоцелевой вспомогательный самолет Fizir FN (Fizir Nastavni) был спроектирован в 1929 г. конструктором Рудольфом Физиром. Серийный выпуск самолета был налажен сразу на нескольких фабриках разных предприятий. Прототип был облетан в 1930 г. и практически сразу ВВС Югославии сделали заказ на несколько десятков самолётов, собираясь использовать их в качестве ближних разведчиков. Первую партию из 20 самолётов оснащенных двигателями Walter собрали на заводе Zmaj. За ними последовали 10 машин с моторами Mercedes, а всего в 1931–1939 гг. было выпущено порядка 170 самолетов, многие из которых были переданы в авиашколы. Ещё 20 машин собрали в 1940 г. в Сремска Митровице на фабрике Albatros.
Почти все самолеты уцелели и большая половина из них была передана итальянцам и использовалась для борьбы с партизанами. В 1943 г. завод Zmai заложил ещё одну серию из 10 самолетов, но в строй они вступили лишь после войны. Часть машин продолжала летать до начала 1950-х гг.
Ikarus «451M» — первый реактивный самолет Югославии, разработан «Конструкторской Группой № 9» GDVI во главе с майором Bešlin. Является дальнейшим развитием самолета «451». Прототип был построен компанией IKARUS-Земун. Первый полет состоялся 25.10.1952.
Самолет был восстановлен в мастерских JAT.
FA Utva «Utva-66 H» (V-52). Благодаря своим летным качествам и надежной конструкции самолет использовался югославскими ВВС в первую очередь в качестве связующего и для транспортировки раненых.
Ряд этих самолетов были поставлены за границу, где быстро оказались одними из лучших в своем классе.
В базовой версии были построены 170 экземпляров.
FA Soko Ј-22H «Orao» — истребитель-бомбардировщик.
Работы по этому совместному югославо-румынскому проекту начались в 1970 г. Самолет предназначался для замены устаревших истребителей- бомбардировщиков (в частности, МиГ-17 в составе ВВС Румынии) и использования в качестве штурмовика, тактического разведчика, а также маловысотного перехватчика. Постройка прототипов штурмовика началась в 1972 г. одновременно в Югославии (на заводе «Соко» в г. Мосте) и Румынии (на заводе «Авиоан» в г. Крайова), а их первые полеты состоялись в один и тот же день 31 октября 1974 г. Румынские самолеты получили обозначение IAR-93A. Первые опытные двухместные учебно-боевые самолеты IAR-93A и INJ-22 также взлетели одновременно 29 января 1977 г.
Predator (англ. — хищник) — американский многоцелевой беспилотный летательный аппарат. Первый полет состоялся в 1994 г. 13.05.1999 cбит сербской армией с помощью ЗРК «Стрела-1М».
Справа вверху французский беспилотник Кресерел, сбит 25.05.1999.
Шасси.
Обломки кабины пилота F-117А. Самолет был сбит сербской армией 27 марта 1999 г. зенитно-ракетным комплексом С-125 «Нева» близ деревни Буджановцы во время войны НАТО против Югославии. Пилот катапультировался.
Обломки второй ступени ракеты комплекса С-125 «Нева», которой был сбит F-117А.
Еще кусочек стелса.
А это уже хвост F-16, сбитого сербами 02.05.1999.
Сопроводительная надпись к хвосту.
Продолжение рассказа о музее воздухоплавания читайте во 2-й части.