user_mobilelogo

12 апреля 2016 г. создатель легендарного самолета Ту-160 Валентин Иванович Близнюк отметил свой 88-й день рождения.

«О конструкторе в небе поют его самолеты»

С.В. Ильюшин, авиаконструктор

 

Валентин Иванович Близнюк — советский авиаконструктор, руководитель работ по самолету Ту-160. Обладатель звания «Почетный авиастроитель», орденов Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Знак Почета», лауреат Государственной премии СССР.

Родился 12 апреля 1928 г. Выпускник Московского авиационного института.

В 1952 г. начал работать в ОКБ А.Н.Туполева. Валентин Иванович начал свою трудовую деятельность в должности инженера-проектировщика под руководством мэтра отечественного самолетостроения С.М.Егера. Участвовал в проектировании самолетов Ту-91, Ту-95, Ту-98, Ту-128, Ту-22, Ту-107. Во второй половине 50-х гг.был переведен в подразделение А.А.Туполева по созданию беспилотной авиационной техники. В 60-х годах руководил разработкой компоновки и увязкой технического проекта Ту-144 — первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета.

С момента начала работ по стратегическому ракетоносцу Ту-160 активно участвовал в проектировании этого уникального по своим характеристикам самолета. В 1975 г. был назначен Главным конструктором, руководителем работ по новой машине и, одновременно, заместителем Генерального конструктора ММЗ «Опыт» - А.А. Туполева. Под его руководством проводились сложнейшие работы по оптимизации аэродинамической схемы самолета и его силовой установки в аэродинамических трубах и на специальных стендах, на летающих лабораториях и опытных образцах Ту-160.

В настоящее время В.И. Близнюк трудится в должности консультанта в Совете старейшин ПАО «Туполев». Валентин Иванович передает свой бесценный опыт сотрудникам фирмы, участвует в выработке предложений по совершенствованию производственной и научно-исследовательской базы предприятия, проводит анализ перспективных разработок, занимается совершенствованием их конструкции и устранением недостатков.

«Белый лебедь» стратегического назначения

Свое начало стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 берет 28 ноября 1967 г., с выходом правительственного постановления о создании нового многорежимного стратегического авиационного носителя.

Первоначально проектом занимались другие легендарные конструкторские бюро: ОКБ П.О. Сухого и ОКБ В.М. Мясищева. Туполевцы, ввиду своей занятости работой по большому количеству военных и гражданских самолетов, во всех событиях, связанных с созданием нового «стратега», выступали лишь в роли наблюдателя, исправно участвуя во всех обсуждениях и заседаниях по данному вопросу.

Однако в 1970 г., оценив реальное положение дел и свои возможности, ОКБ А.Н. Туполева приступило к созданию новой стратегической машины. Работы проводились в отделении «К» под общим руководством А.А. Туполева. В дальнейшем руководителем темы стал главный конструктор В.И.Близнюк. Впоследствии, в 2006 г., один из самолётов Ту-160, находящихся на вооружении ВКС России, получил почётное наименование «Валентин Близнюк».

В 1972 г., окончательно определившись с конструкцией ракетоносца, ОКБ А.Н. Туполева, ЦАГИ и другие организации и предприятия ВПК приступили к выполнению широкой программы, направленной на оптимизацию схемы и параметров перспективного самолета, его силовой установки, выбор конструкционных материалов и разработку необходимых технологий. Работами по Ту-160 в той или иной форме занималось около 800 предприятий и организаций.

В 1976–1977 гг. был подготовлен эскизный проект и полноразмерный макет самолета. В 1977 г. в Москве, в цехах ММЗ «Опыт», началось производство первых трех опытных самолетов. Их строили в тесной кооперации с Казанским авиазаводом, где одновременно шла подготовка к серийной постройке ракетоносца.

Окончательную сборку первого опытного самолета завершили в подмосковном Жуковском в январе 1981 г. 14 ноября того же года самолет с экипажем летчика-испытателя Б.И. Веремея совершил первую рулежку, а 18 декабря состоялся первый получасовой полет Ту-160. В феврале 1985 года самолет впервые достиг сверхзвуковой скорости. В 1987 г. первые 2 серийные машины поступили на службу в ВВС, в 184-й полк, базировавшийся в украинских Прилуках. В результате напряженной работы летно-технического состава ВВС и промышлености Ту-160 постепенно становились полноценными боевыми единицами. Вскоре начались полеты за пределы СССР. Самолеты, покрывая огромные расстояния, выходили в расчетные точки пуска крылатых ракет по территории США и Канады.

Высокие летные характеристики Ту-160 подтверждены рядом уникальных достижений. В октябре 1989 г. и в мае 1990 г. экипажи выполнили несколько полетов на установление мировых рекордов скорости и высоты полета. Всего на Ту-160 было установлено 44 мировых рекорда.

В настоящее время стратегические ракетоносцы Ту-160 состоят на вооружении Воздушно-космических сил РФ и являются одним из компонентов отечественной ядерной триады. В 2005 г. президент РФ В.В.Путин в составе экипажа нынешнего командующего Дальней авиацией России генерал-лейтенанта А.Д. Жихарева вылетел на Ту-160 «Павел Таран» в район учений стратегической дальней авиации и Северного флота.

В 2008 г. два ракетоносца Ту-160 «Александр Молодчий» и «Василий Сенько» совершили перелет с места базирования в Энгельсе на аэродром Либертадор в Венесуэле. Это первый в истории современной России случай использования самолетами Дальней авиации аэродрома, расположенного на территории иностранного государства. В июне 2010 г. 2 Ту-160 установили рекорд полёта на дальность, преодолев 18 тыс. километров за 24 часа 24 минуты и проведя 2 воздушные дозаправки.

В 2015 году состоялось первое боевое применение стратегических ракетоносцев – Ту-160 были задействованы во время военной операции России в Сирии для нанесения ударов крылатыми ракетами по объектам ИГИЛ.

В 2015 г. в ПАО «Туполев» запущен процесс возобновления производства модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160.

Источник: ПАО «Туполев»