user_mobilelogo

Особенностью самолета Су‑57 является малая радиолокационная заметность. Она становится возможной благодаря особенностям конструкции и применению специальных материалов, а также особым радиопоглощающим покрытиям. За их нанесение на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ) им. Ю.А. Гагарина отвечает специальный цех покрытий. Цех покрытий КнААЗ им. Ю. А. Гагарина — разноплановый. Его специалисты занимаются окончательной окраской самолетов Су-35С, подетальным нанесением гальванических и лакокрасочных покрытий.

Здесь же ведутся работы с радиопоглощающими покрытиями.

Большие и разнообразные объемы

Участок нанесения радиопоглощающих покрытий был передан цеху покрытий КнААЗ им. Ю.А. Гагарина два года назад. До этого он был в составе летно-испытательной станции, специалисты которой многое сделали для отработки опытной технологии нанесения специальных покрытий. «Рабочие и технологи нашего подразделения подхватили эстафету, продолжили работу по переходу от опытного к серийному производству, — рассказывает начальник цеха покрытий Светлана Латышова. — Коллектив трудился с полной самоотдачей, сколько нужно было — столько и работали. Это самая главная составляющая успеха. Сегодня, когда смотришь на готовый Су-57, — душа поет».

В 2020 году специалистам цеха довелось окрашивать уже вторую четверку истребителей Су‑35С поколения 4++, построенную на КнААЗ им. Ю.А. Гагарина для мастеров высшего пилотажа группы «Русские витязи».

Первая партия, также из четырех боевых крылатых машин, была поставлена осенью 2019 года. «Процесс подготовки самолета к покраске сложный и многоэтапный.

Масштаб огромный, очень много деталей и ручной работы», — рассказывает начальник участка Ольга Сенина.

В последние годы задачи, которые ставятся перед коллективом цеха покрытий, постоянно усложняются. «Объемы большие и разнообразные — от маленьких деталей, на которые мы наносим покрытие толщиной в несколько микронов, до окраски таких больших изделий, как сам самолет.

На каждом участке работают люди, преданные своему делу, знающие и любящие его, выполняющие свою работу с душой», — констатирует Светлана Латышова. «Мы стараемся подходить к работе творчески, — добавляет исполняющая обязанности производственного мастера Мария Горелова. — Если видим возможности, как улучшить качество, предлагаем свои идеи технологам, они их берут в работу, внедряют.

У нас хорошее взаимодействие в этом плане. Цель у всех одна — чтобы покрытие отвечало всем требованиям. Мы рады, что сейчас есть заказы на много лет вперед, это значит, что есть стабильность, возможность посвятить себя любимой работе и семье. У нас очень слаженный коллектив: много молодежи, но немало и тех, кто отработал двадцать и более лет. Это хорошо, когда цепочка знаний и опыта не прерывается».

Рывок в будущее

«Если показать, каков бумажный объем технологических процессов нанесения радиопоглощающих покрытий, получится очень объемная папка, — рука Светланы Латышовой поднимается над столом сантиметров на 30, показывая воображаемую кипу документов. — Это очень большое количество операций, и от правильного выполнения каждой из них зависит качество конечного результата. Процесс достаточно сложный, новый, здесь применяются недавно разработанные и внедренные материалы. Немного предприятий, которые могут похвастаться тем, что способны выполнить такую работу. Мы освоили этот техпроцесс и сейчас переходим к серийному производству».

Каждый слой специального покрытия имеет особое функциональное назначение и свою уникальную толщину, которая зависит от зоны нанесения. Компаунды — композиции на основе различных полимеров — в итоге образуют своего рода слоеный пирог, свойства которого дают возможность Су-57 значительно снизить радиолокационную заметность.

«Мы наносим, обрабатываем, измеряем толщину, на следующий день снова наносим и так далее, — объясняет Светлана Латышова. — Именно от тщательности выполнения всех операций зависит качество покрытия и срок службы его при эксплуатации самолета. Су-57 имеет очень большой гарантийный срок и ресурс. Мы обязаны сделать все, чтобы радиопоглощающее покрытие было качественным, выполнено с соблюдением всех норм и правил, заложенных в конструкторской документации.

Брак в этом деле недопустим». «Работа трудоемкая, физически и технически сложная, но очень интересная и перспективная — говорит маляр участка радиопоглощающих покрытий Константин Лачков. — Центр компетенций по радиопоглощающим покрытиям в России — это мы, наш завод имени Юрия Гагарина. Такой камеры нанесения покрытий, как наша, нет нигде. Таких знаний, как у нашей бригады, тоже за пределами Комсомольска-на-Амуре не найдете. Все обучены, аттестованы. С учетом роста объемов производства сейчас идет подготовка новых кадров. Наш коллектив готов к серийному выпуску нового самолета. У нас для этого есть все».

Новые задачи для серии

Освоение технологии нанесения радиопоглощающих покрытий самолета Су-57 — это только начало пути. Идет большая работа по совершенствованию процесса. По сегодняшним технологиям весь цикл поэтапного нанесения радиопоглощающих покрытий занимает чуть более месяца. Как считают специалисты, технологические возможности и научные наработки для сокращения сроков этого процесса позволяют делать это быстрее.

«У нас сложилась хорошая связка между производством и технологической службой, — объясняет Светлана Латышова. — Производство поднимает вопросы, где и что можно сделать лучше, а технологическая служба их прорабатывает и дает ответы. Мы идем по пути повышения технологичности процесса для того, чтобы уменьшить время, необходимое для нанесения покрытия на последующих самолетах».

Серийное производство с постепенным наращиванием объемов выпуска самолетов пятого поколения ставит перед коллективом цеха покрытий новые сложные, но интересные задачи. Одно остается неизменным — качество работ всегда должно оставаться на высоте.

Текст: Евгений Какаров

Фото: КнААЗ им. Ю.А. Гагарина

Источник: Корпоративный журнал «Горизонты» Объединенной авиастроительной корпорации