user_mobilelogo

15 сентября 2016 г. большой юбилей у всей отечественной гражданской авиации — 60 лет назад был выполнен первый регулярный пассажирский рейс на турбореактивных самолетах Ту-104!

В конце 1953 года ОКБ Туполева предложило руководству страны создать на базе серийного многоцелевого Ту-16 пассажирский самолет с турбореактивными двигателями.

 

Работы по проектированию Ту-104 начались до принятия официального решения.

11 июня 1954 г. вышло Постановление Совета Министров СССР о создании дальнего пассажирского скоростного самолета Ту-16П (обозначение по ОКБ самолет "104", затем принятое как официальное - Ту-104, после чего последняя четверка в официальных обозначениях туполевских пассажирских машин стала постоянной цифрой).

Проектирование самолета должно было осуществляться на базе бомбардировщика Ту-16 с двумя двигателями АМ-3-200. Серийный выпуск возлагался на завод № 135 в Харькове.

Переход от Ту-16 к Ту-104 выполнялся за счет замены фюзеляжа на более крупный (3,5 м в диаметре вместо 2,9 м) с герметической кабиной. От серийного Ту-16 были позаимствованы: отъемные части крыла, двигательные отсеки крыла, шасси, горизонтальное оперение, вертикальное оперение и гондолы шасси. Изначально Ту-104 проектировался на 50 посадочных мест, но и при этом закладывалась возможность модификации под 70 и более пассажиров.

В сентябре 1954 года эскизный проект Ту-104 был предъявлен ВВС. В ноябре-декабре состоялась макетная комиссия, одновременно шло рабочее проектирование и постройка опытного экземпляра самолета.

 

Первый опытный Ту-104 с двигателями АМ-3 был готов в начале 1955 года и сразу же передан в Жуковскую Летную и Доводочную Базу ОКБ.  Заводские испытания опытного Ту-104 продолжались до октября 1955 года.

Первый вылет опытный Ту-104 совершил 17 июня 1955 года.

Во время государственных испытаний 22 марта 1956 г. опытный Ту-104 совершил полет в Лондон с группой дипломатических работников, а также с Председателем КГБ И.А. Серовым, готовившим визит Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина в Англию.

Западу стало ясно, что СССР освоил сложнейшие технологии в области самолетостроения и может производить не только современные боевые реактивные машины, но и первоклассные пассажирские реактивные машины.

Для освоения Ту-104 в аэропорту Внуково было создано авиаподразделение реактивных самолетов. Это было первое учебно-тренировочное подразделение для переучивания на новую реактивную технику экипажей других авиационных предприятий.

15 сентября 1956 г. Ту-104 совершил свой первый регулярный рейс с пассажирами по маршруту Москва—Иркутск. Самолет пилотировал экипаж под командованием Е.П. Барабаша. Ко встрече Ту-104 в Иркутском аэропорту готовились за несколько месяцев и даже построили новую взлетно-посадочную полосу. (О событиях, связанных с подготовкой и обслуживанием первого реактивного рейса рассказывает фотовыставка, открывшаяся 15 сентября 2016 г. в терминале внутренних воздушных линий Иркутского аэропорта.) А первый регулярный международный рейс состоялся 12 октября 1956 г. в Прагу.

Таким образом началась регулярная эксплуатация самолета. Началась новая эра отечественной гражданской авиации.

Эксплуатация Ту-104 тут же потребовала перестройки всей аэродромной структуры. Появились новые заправщики, тягачи, багажные машины, самоходные трапы. Ту-104 мог предоставить своим пассажирам комфортный полет за более короткое время.

Но все-таки из-за конструктивных дефектов Ту-104 не смог долго оставаться флагманом отечественной авиации. Ему на смену пришел Ил-18.

Выпускался Ту-104 до 1960 года, была построена 201 машина.

 

По материалам сайта ПАО Туполев.

Фото ПАО Туполев.