«Гражданские самолеты Сухого» до конца года завершат строительство подпитывающего склада запчастей и комплектующих для SSJ100.
Инвестиционный проект стоимостью свыше 4,5 млрд. рублей — наиболее крупный в программе по улучшению послепродажного обслуживания отечественных лайнеров.
К осени 2016 года завод в Комсомольске-на-Амуре выпустил 110 самолетов, 2/3 из которых поставлено отечественным авиакомпаниям.
Наш новый приоритет — наладить систему послепродажного обслуживания, которая бы отвечала всем международным стандартам», — отмечает президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Илья Тарасенко.
В течение последних двух лет компания разрабатывала стратегию по налаживанию послепродажного обслуживания. В добавление к уже существующим элементам — центрам поддержки заказчиков в Москве и Венеции, оказывающим круглосуточную поддержку клиентам, компания активно развивает сеть независимых провайдеров технического обслуживания и ремонта как в России, так и за рубежом. Сегодня уже 8 организаций оказывают услуги по техническому обслуживанию. Кроме того, переговоры продолжаются с рядом новых потенциальных партнеров.
Сегодня ГСС завершает работу над одним из ключевых проектов — запуском подпитывающего склада запчастей.
Послепродажное обслуживание гражданской техники одно из самых сложных направлений работы в гражданской авиации. Для реализации проекта руководство ГСС решило привлечь команду профессионалов с уже сформированным опытом. Костяк команды составили специалисты в области ППО из компании S7. Основная группа специалистов, включая Владимира Енина, начальника авиационно-технического комплекса, и Валерия Приведенцева, директора дирекции материально-технического обеспечения, работает в офисе ГСС в подмосковном Жуковском.
В подмосковном ангаре ГСС, где уже проходят обслуживание и предпродажную подготовку самолеты, организована работа подпитывающего склада. До сих пор в системе ППО самолета SSJ100 в России работал лишь один склад — в аэропорту Шереметьево, который помогал снабжать запчастями и комплектующими SSJ100 преимущественно из парка компании «Аэрофлот».
Нынешний склад станет самым крупным в системе ППО данного типа воздушных судов не только в России, но и в мире (партнерская компания SuperJet International использует часть логистического комплекса Lufthansa Technik Logistik во Франкфурте), главный клиент логистического центра в Германии — мексиканская компания Interjet, эксплуатирующая сегодня 22 машины SSJ100.
Площадь нового склада — 1298 квадратных метров (склад в Шереметьево — около 60 квадратных метров). На складе хранится около двух миллионов деталей — начиная от шайбочек для болтов и заканчивая композитными закрылками длинной около 2,5 метров для самолета. Иногда на склад попадают даже такие экзотические агрегаты как отсек Ф-1 — кабина пилотов или двигатели. Склад хранит 4429 наименований блоков и агрегатов, а также более 28 тыс. наименований расходных деталей.
В Жуковском в команде ППО работает около 20 человек, средний возраст — 25-30 лет, и это самый молодой коллектив в Объединенной авиастроительной корпорации.
Одна из ключевых задач склада — кардинально сократить время предоставления деталей и запчастей авиакомпаниям московского транспортного узла — с нескольких дней до 3–4 часов. «Работая в Новосибирске специальная программа позволяла узнать местонахождение необходимой запчасти для Boeing в считанные минуты и доставить — со склада в Пекине или из Европы — в течение трех-четырех дней», — говорит Валерий.
К началу сентября специалисты ГСС закупили 2/3 необходимых запчастей и комплектующих. В нескольких метрах, за стеной — ангар самолетов SSJ100, так что поиск и доставка «подпитки» составляет минуты. Раньше необходимых деталей и комплектующих приходилось ждать с заводов-производителей в Воронеже, Новосибирске или Комсомольске-на-Амуре в течение двух-трех дней, а иногда и больше.
С первых дней в работу комплекса внедряются все ключевые элементы логистики, которые давно используются во всем мире. Например, в отделении приемки программный комплекс Teamcenter, с которым работают проектировщики и производственники, позволяет распознать необходимую деталь.
Специальная установка с жидкой пеной надежно пакует детали, предохраняя их от повреждений при транспортировке любым видом транспорта. Упаковка по методу Foam-in-Place соответствует международному стандарту АТА spec 300 для упаковки компонентов авиационной техники. Использование этого метода избавляет от необходимости тратить массу пленки, пенопласта и прочих упаковочных материалов, неудобных при работе с большим количеством разных по габаритам деталей авиационной техники.
Но самая важная часть проекта — специальная IT система. Сегодня ведется наладка специально разработанной для авиации системы IFS. Она позволяет отслеживать передвижение сотен тысяч деталей по складам, заводам-поставщикам. Также автоматика позволяет определить наличие совместимых деталей, когда какая-нибудь деталь отсутствует, но есть разрешенная к замене. Обязательна для всех деталей штрих-кодировка.
Основной склад начнет работать зимой. А следующим шагом команды ГСС в Жуковском станет оснащение современным оборудованием площадок «низкой» зоны, примыкающей к ангару. Здесь уже разворачивается лаборатория по ремонту изделий из композитов, ожидается прибытие пятикоординатного токарно-фрезеровочного станка. Это позволит на месте вытачивать часть деталей и экономить время на логистику.
Источник: Корпоративный журнал Объединенной авиастроительной корпорации «Горизонты» № 3 (11) 2016
Фотографии: Марина Лысцева.