В конце апреля 1952 года в воздух поднялся Ту-16 — первый советский дальний реактивный бомбардировщик и второй в мире серийный самолет этого класса. Крылатая машина стала самым передовым достижением отечественной авиационной отрасли того времени.
Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского сыграл важную роль в проектировании и испытаниях самолета.
Сразу после окончания Второй мировой войны ведущие мировые державы приступили к созданию серийных истребителей с реактивными двигателями. Первыми об успехе сообщили США — бомбардировщик В-47 увидел небо в конце 1947 года. Работы в СССР начались в 1948 году.
Перед конструкторскими бюро стояла задача сконструировать самолет с дальностью полета 7500 км и скоростью крейсерского полета, максимально близкой к скорости звука. Воздушное судно должно было быть достаточно обтекаемым, при этом на нем требовалось установить несколько двигателей для создания необходимой тяги.
ЦАГИ в сотрудничестве с ОКБ А.Н. Туполева удалось найти оптимальное решение. Институт разработал предварительную схему самолета со стреловидным крылом, спроектировал модель и испытал ее в аэродинамических трубах. Специалисты конструкторского бюро проверили реализуемость такой компоновки на экспериментальном Ту-82, получив на нем скорость 934 км/ч. В итоге схема, предложенная ЦАГИ совместно с ОКБ, показала хорошие аэродинамические и прочностные результаты.
Одновременно в СССР были созданы самые мощные в мире (для того времени) двигатели для дозвуковых скоростей полета — их и установили на новом бомбардировщике, получившем название Ту-16. Летные испытания стартовали в 1952 году и прошли успешно — новая крылатая машина разгонялась до скорости 1012 км/ч, что превышало требования. Позже специалистам удалось снизить вес конструкции и увеличить дальность полета, и в июле 1953 года Ту-16 поступил в серийное производство.
В период эксплуатации бомбардировщика — до 1993 года — было построено более полутора тысяч машин.
Источник: ЦАГИ