user_mobilelogo

В ноябре 2016 года мне посчастливилось побывать на родине знаменитых самолетов Pilatus.

Четыре незабываемых дня в окруженной горами швейцарской долине, именуемой аэродромом Buochs (Stans), заставили меня по настоящему влюбиться в этих небольших тружеников неба - воплощение настоящего швейцарского качества.

Швейцарская авиастроительная компания Pilatus Aircraft не новичок на мировом рынке самолетостроения. Зародившись в 1939 году в коммуне Штанс и выпустив свой первый самолет Pilatus SB-2 в 1944 году, компания начала свое уверенное движение вперед, с годами занимая первые мировые позиции в выпуске одномоторных турбовинтовых самолетов различного назначения.

Изначально вектор производства компании Pilatus был нацелен на выпуск учебных самолетов, и в 1945 году появился Pilatus Р-2 для швейцарских ВВС. Было построено 54 экземпляра, а с 1953 года начался выпуск следующей модели в линейке Pilatus — Р-3 и 72 этих самолёта было построено для ВВС Швейцарии и 6 самолётов для ВМФ Бразилии.

PC-6 Porter - первый самолёт достигший мирового коммерческого успеха совершил свой дебютный полет 4 мая 1959 г. Одна из главных особенностей этого самолета общего назначения — короткий взлет и посадка. Так, с загрузкой в 1500 кг взлетный разбег самолета составляет всего 195 метров, посадочный пробег — 130 метров.

Возможность торможения винтом в воздухе позволяет выполнять посадки на короткие, стесненные препятствиями полосы по исключительно крутым углам глиссады — 45° и более. Эти свойства самолета широко используются для доставки грузов в неосвоенные районы.

Самолету принадлежит мировой рекорд посадки на высокогорный аэродром — ледник Дхаулагири в Непале, расположенный на высоте 5750 м над уровнем моря.

Транспортный самолет с такими характеристиками оказался востребованным и широко экспортируется. Он использовался в различных военных ведомствах многих стран.

Вместе с тем, частные владельцы используют PC-6 Porter как легкий транспорт короткого взлета и посадки, а также для тренировок парашютистов. Самолет активно применяется в санитарной авиации, для поисково-спасательных операций и для работы на высокогорных аэродромах. Эта модель выпускается и по сей день и на конец 2016 года выпущено 500 самолетов!

12 апреля 1966 года в воздух впервые поднялся новый Pilatus РС-7, сделанный на базе Pilatus P-3, заменив старый двигатель Lycoming O-435 на новый Pratt & Whitney PT6A-20. К сожалению, после аварии, программа PC-7 была отложена и лишь 12 мая 1975 г. обновленный самолет совершил свой первый полет. Первый серийный PC-7 поднялся в воздух 12 августа 1978 г., а уже 5 декабря того же года, были поставлены в Бирму и Боливию.

Несмотря на достаточно большие габариты летательного аппарата, самолёт Pilatus PC-7 обладает прекрасной аэродинамикой, что обеспечивает воздушному судну высокий показатель такого свойства как манёвренность. Благодаря этому, самолёт Pilatus PC-7 способен применяться в качестве спортивного воздушного судна, в том числе использующегося и для осуществления аэробатических трюков, что является одним из факторов того, почему данная модель получила широкую популярность среди потенциальных владельцев и ныне существующих эксплуатантов.

Помимо гражданской сферы авиации, Pilatus PC-7 активно применяется в качестве военного учебно-тренировочного самолёта, причём, речь идёт как об обучении обычных военных лётчиков, так и пилотов боевых воздушных судов. Данному фактору способствует главным образом наличие в самолёте спаренной системы управления, и именно по этому, востребованность в самолёте данной модели продолжает оставаться достаточно высокой и по сегодняшний день. Производство Pilatus PC-7 также продолжается и по данным на конец 2016 года произведено около 600 самолетов этой модели. Они используются в 22 ВВС мира.

7 мая 1984 года свой первый полет совершил учебно-тренировочный самолет Pilatus PC-9. Самолет представляет собой развитие более ранней модели РС-7 Turbo Trainer. В сравнении с PC-7, PC-9 имеет больший фюзеляж, оснащён катапультными креслами и турбовинтовым двигателем. Первоначально самолёт предназначался для поставки в ВВС Великобритании, с целью замены BAe (BAC) Jet Provost. Проект не был принят и в ВВС Великобритании на вооружение был принят Short Tucano, а фирма Pilatus продолжила развитие модели в инициативном порядке. В скором времени заказ на эту модель был получен от Королевских ВВС Саудовской Аравии и к 2004 году было произведено более 250 экземпляров.

Но настоящий прорыв в производстве турбовинтовых самолетов ждал компанию Pilatus Aircraft в 1991 году, когда 31 мая совершил свой первый полет легендарный Pilatus PC-12. Свою полноценную эксплуатацию он начал в 1994 г., и сейчас, в основном, используется в качестве корпоративного самолёта или регионального лайнера. На сегодняшний день РС-12 является самым продаваемым одномоторным турбовинтовым самолетом в мире.

Кстати, первый прототип РС-12 установлен на территории завода в Штансе и я с удовольствием сфотографировал этот первый легендарный самолет в истории Pilatus...

Линейка выпускаемых моделей РС-12 очень разнообразна — от обычных пассажирских вариантов PC-12/41, 45, 47, 47Е до военных модификаций - американского U-28A и многоцелевого разведывательного самолета РС-12M Eagle. РС-12М в зависимости от конфигурации разведывательного оборудования может выполнять следующие миссии: радиоэлектронная разведка и патрулирование, РЭБ и целеуказание, патрулирование прибрежных границ и проведение операций против контрабанды.

Как дополнительные функции предусматривается конфигурации самолёта в роли: медицинского эвакуационного, фоторазведки, пассажирского и транспортного самолёта, VIP-транспорта. Первый полет самолёта РС-12М состоялся в октябре 1995 года. Существуют два основных варианта самолета, первый : PC-12M(HB-FOB) — оборудованный оптико-электронными датчиками под управлением системы Northrop Grumman Sensor Management System (SMS).

Система SMS включает трехпроцессорную станцию на базе процессоров Intel Pentium. В состав датчиков входят — ИК-датчики WF-160DS FLIR, оптическая камера с вариообъективом от 20 до 280 мм и американская система RISTA (Reconnaissance, Infra-red Surveillance, Target Acquisition). Второй вариант: PC-12M(HB-FOG) — оборудован датчиками Northrop Grumman WF-160DS IR/E-O, РЛС Raytheon Sea Vue SV 1021, системой РЭР Delfin Systems (30 МГц до 2 ГГц), систему цифровой и видео-передачи данных (на дальность до 200 км).

Начиная с 1994 года РС-12 эксплуатируется более чем в 50 странах мира, а к середине 2017 года Pilatus планирует поставить юбилейный 1500 самолет PC-12.

Кратко хочется упомянуть о новой версии Pilatus РС-12 — PC-12NG ( Next Generation, «Новое Поколение»).

В ноябре 2016 г.производитель представил клиентам обновленную версию популярного турбопропа. Первое, что бросается в глаза при осмотре нового самолета — впервые применяемый пятилопастный композитный винт, специально разработанный для самолета специалистами Hartzell. Эта новинка позволяет существенно снизить уровень шума в кабине и улучшить летно-технические характеристики, а с точки зрения эстетики самолет стал более стильным. Новый винт изготовлен из углеродного волокна и имеет неограниченный срок службы, при этом его ремонт производится с помощью эпоксидной смолы и занимает минимальное количество времени, и эти работы можно выполнить в период капитального ремонта. 

В итоге, с новым винтом Hartzell PC-12NG для взлета необходимо всего 793 м. При максимальной взлетной массе самолет «забирается» на крейсерскую высоту в 8585 м на 10% быстрее предыдущей версии, а его максимальная дальность с четырьмя пассажирами составляет уже 3407 км. Максимальная же скорость нового РС-12NG увеличена до 528 км/ч.

Немного информации от BizavNews... Швейцарский авиапроизводитель Pilatus Aircraft по итогам 2016 года планирует поставить более 90 PC-12NG, (в прошлом году было поставлено 70 машин). Как подчеркивают в Pilatus Aircraft последний раз такой рекорд устанавливался в 2008–2009 годах. В компании это связывают не только с изменяющейся ситуации на рынке, но и очень удачным дебютом PC-12NG 2016 модельного ряда.

Сейчас самым емким рынком для РС-12 продолжает оставаться США, где эксплуатируется 1021 самолет (75%), далее идут Европа (158 и 12% соответственно), Австралия (62 и 4%), Южная Америка (31 и 2%) и Азия (26 и 2%).

«Мы получаем очень позитивные отзывы от наших клиентов на апгрейд версию 2016 года и продолжаем работать по усовершенствованию наших будущим модификаций. В следующем году мы представим клиентам самолет, оборудованный кислородными масками для пассажиров, это связано с новыми европейскими правилам для коммерческих эксплуатанов», — подчеркнул представитель компании.

Еще одним немаловажным фактором является высокая остаточная стоимость РС-12 на вторичном рынке.
РС-12 по-прежнему остается одной из самых востребованных моделей на вторичном рынке. Лишь 4,2% мирового парка выставлено на продажу. «Быстрый мониторинг показывает, что график остаточной стоимости нашего турбовинтового бестселлера останавливается через три года и дальше остается плоским. Мы знаем о десятилетнем РС-12, который имеет остаточную стоимость 80% от начальной. 53% владельцев РС-12 переходят на другой PC-12 в качестве следующего самолета. Амортизация же составляет 1.4% в год». Это не рыночная стоимость, а именно амортизация, пишет BizavNews.

В январе 1999 года Pilatus Aircraft начали разработку двухместного учебного самолета Pilatus PC-21. Первый прототип был выпущен 30 апреля 2002 года, и 1 июля того же года он совершил первый полет. Второй прототип поднялся в воздух 21 июля 2004 года. РС-21 должен был поступить в военно-воздушные силы в качестве учебно-тренировочного средства, однако, в ходе реализации проекта была проведена оптимизация, в результате чего самолет стал также активно применяться и в гражданской авиации. 

В апреле 2008 года началась эксплуатация РС-21 — в ВВС Швейцарии заказали 4 самолета, а в декабре 2010 года был сделан заказ еще на 2 самолета. Можно так сказать, что благодаря РС-21, рост продаж в 2010 году был обусловлен получением очень большого заказа для ВВС и ПВО Объединенных Арабских Эмиратов.

Проектирование летательного аппарата Pilatus PC-21 фактически велось на базе модели Pilatus PC-9, что позволило в некоторой степени сократить время работ связанных с разработкой самолета, однако, оба воздушных судна кардинальным образом отличаются друг от друга. В частности, модель Pilatus PC-21 имеет в значительной мере лучшую аэродинамику, и несмотря на тот фактор, что габариты фюзеляжа данной модели являются несколько большими, летательный аппарат РС-21 более маневренный. Самолет оборудован турбовинтовой силовой установкой состоящей из одного двигателя марки Pratt & Whitney Canada PT6A-68B, обладающей тяговой мощностью в 1600 л.с. и способен преодолевать расстояния в 1330 км при крейсерской скорости 590 км/ч.

В военной сфере, Pilatus PC-21 используется в качестве учебно-тренировочного средства, обеспечивающего подготовку военных летчиков при эксплуатации реактивных истребителей. Самолет продолжает и по сей день находиться в серийном производстве, что связано с высоким спросом на данную модель. По данным на конец 2016 года 188 самолетов РС-21 эксплуатируют 7 ВВС мира — Швейцария, ОАЭ, Сингапур, Катар, Саудовская Аравия, Иордания и Австралия.

Компания Pilatus Aircraft, как и многие авиационные производители, не стоит на месте и уверенно шагает в ногу со временем, пытаясь занять свежую нишу в реактивной авиационной сфере, и новейший самолет Pilatus PC-24 яркое тому подтверждение. 12 мая 2013 года новый bizjet был впервые представлен на European Business Aviation Convention & Exhibition (EBACE) в Женеве, а в настоящее время самолет в количестве двух первых прототипов Р01 и Р02 проходит летные испытания на аэродроме Buochs (Stans), а третий борт Р03 наземно испытывается в США.
Мне посчастливилось сделать несколько фотографий первенцев Р01 и Р02 новой реактивной эры Pilatus. Лёгкий, маневренный, с коротким разбегом и изяществом новаторских форм - вот лишь то немногое, что я могу сказать о первом своем визуальном знакомстве с этим прекрасным самолетом. Надеюсь, что более подробно смогу рассказать про РС-24 в следующем году в рамках официального представления новинки, все реальные возможности которой пока сохраняются в строжайшем секрете.

1 августа 2014 года, в национальный день Швейцарии, P01 представили журналистам общественности, а 11 мая 2015 года, P01 провел свой первый испытательный рейс из аэропорта Buochs, в общей сложности 55 минут находясь в воздухе. 16 ноября 2015, P02 совершил свой первый полет, продолжительностью 82 минуты. К этой дате в активе P01 накопилось в общей сложности 150 летных часов и выполнил более 100 полетов. В мае 2016 года, P01 сделал краткий перерыв в программе испытаний, чтобы появиться на статическом дисплее на EBACE. К тому моменту, P01 и P02 накопили более 500 летных часов. Во время трансатлантического перехода к США, P02 уже достиг крейсерской скорости свыше 800 км / ч (432 уз.), который был лучше, чем ожидалось.

По словам еженедельника BizavNews, Pilatus Aircraft планирует выйти на финишную прямую в сертификации нового РС-24 в начале 2017 года, когда приступит к полетам третий прототип самолета. Ожидается, что уже в третьем квартале 2017 года компания получит долгожданный сертификат типа. Ожидается, что на ЕВАСЕ 2017 производитель продемонстрирует публике первый РС-24, оборудованный салоном. Первые поставки запланированы на август 2017 года, а первыми владельцами бизнес-джета станут американский долевой оператор Planesense и австралийская Royal Flying Doctor Service.

Основными конкурентами в ценовом диапазоне будут Embraer Phenom 300 и Cessna Citation CJ4. Согласно данным компании, самолет будет иметь дальность 3300 км (2051 миль) и развивать крейсерскую скорость с шестью пассажирами на борту равной 786 км/ч (или 488 миль/ч). Самолет оснащен двумя установленными на пилонах в хвосте силовыми установками Williams FJ44-4A, а также оборудован большой, как на РС12, грузовой дверью и герметичным багажным отделением со свободным доступом во время полета. Основными преимуществами этого «внедорожного» самолета перед «одноклассниками» будут взлетно-посадочные характеристики, позволяющие самолету взлетать с дистанции 820 м (2690 фут), а посадочная дистанция будет составлять 770 м (2526 футов). Шасси самолета РС24 будет предназначено для полетов с грунтовых и травяных взлетно-посадочных полос, позволяя использовать Pilatus PC-24 в труднодоступных и с неразвитой инфраструктурой аэропортах во всех частях мира. 

...В одном небольшом швейцарском городке, где педантичное мастерство всегда сочеталось с духом технического новаторства 75 лет назад началась эта история... За три четверти века своего существования, компания Pilatus Aircraft добилась поразительных успехов в бизнесе и каждый из почти 2000 человек, работающих в компании, гордится своей продукцией. Pilatus уверенно задает тенденции, а не следует им и год за годом они создают новые модели и расширяют границы возможного. Именно поэтому компания Pilatus является мировым лидером в производстве самолетов, отличающихся качеством, возможностями, универсальностью и экономичностью на уровне мировых стандартов.
"Мы создаем подлинно швейцарский механизм. Инновационный. Бескомпромиссный. Страстный. Мы готовы построить ваш следующий самолет!". Отличный девиз для отличной компании!

P.S. Большое спасибо управляющему партнеру продаж самолетов РС-12 в России «Nesterov Aviation» в лице Евгения Окладникова! Так же для написания данного поста потребовались, как всегда, собственные фотографии и информационная поддержка издания BizavNews. Отдельная благодарность Bizavmen за прекрасные возможности и чудесную компанию в наших путешествиях!

Автор фото и текста Дмитрий Осипов